Полезная инструкция, которая хоть и не сделает Вас механиком-профи по ремонту и обслуживанию велосипеда, но поможет в дальнейшем самостоятельно поддерживать свой байк в рабочем состоянии и справиться с наиболее часто встречающимися во время поездок неполадками. Перед совершением дальних поездок проверьте исправность велосипеда в сервисе или самостоятельно. В случае самостоятельной проверки Вам следует обратить внимание на четкость переключения передач, на уровень износа тормозных колодок, на возможные люфты и посторонние звуки в узлах (рулевая колонка, шатуны, втулки), износ покрышек и прочее. Также необходимо взять за правило перед каждым путешествием проверять велосипед на четкую работу тормозов и переключения передач, закручены ли болты на велобагажнике, туго ли закручены эксцентрики (зажимы, гайки) на колесе, накачаны ли колеса, смазана ли цепь. Процесс обслуживания велосипеда включает: чистку, смазку и своевременную замену изнашиваемых частей.

 

Что делать? Как часто?
Чистка рамы Летом в сухую погоду – раз в 2-3 месяца, в дождливую погоду или после езды по пересеченной местности – после покатушки, зимой – сразу по возвращению в закрытое помещение еще до оттаивания налипшего снега и грязи
Чистка и смазка цепи Летом – в сухую погоду каждые 50-100 км, в дождливую погоду и зимой после каждой поездки
Чистка тормозных тросиков Как только тормозные ручки начинают туго ходить или тормозные колодки «залипать»
Смазка втулок, рулевой колонки, каретки С появлением симптомов выхода из строя (постукивания, хруст) и каждые 1000-2000 км
Замена цепи В среднем 3000-5000 км, можно каждые 500-1000 км менять «по кругу» 2-3 цепи, что удлиняет срок их эксплуатации
Замена задних звезд (кассета) По мере износа или примерно после смены 3 цепей
Замена передних звезд По мере износа или примерно после смены 3 задних кассет
Замена тормозных колодок По мере износа
Замена тормозных и перекидочных тросиков и рубашек По признакам протертости, растянутости или загрязнения рубашек, которое не возможно устранить только чисткой

 

Чистка рамы

Если у Вас есть возможность, а также позволяют совесть и соседи по квартире, то лучше всего велосипед мыть в ванной. Необходимо расположить его вверх "ногами" и смыть грязь сильным напором воды. Не усердствуйте над вытиранием песка и грязи, при интенсивной работе тряпкой можно поцарапать лакокрасочное покрытие. Старайтесь не направлять прямую струю в узлы и оборудование (в пазы каретки и рулевой колонки, на втулки колес, в манетки). Если туда попадет вода, она там останется надолго и ничего хорошего вашему велосипеду не добавит. Чтобы получить более хороший результат можете использовать автошампуни, они образуют на поверхности пленку из воска, что улучшает внешний вид велосипеда и защищает от последующих загрязнений. В продаже доступны также специальные очистители для велосипедов (для рам, деталей и цепи). После того, как помоете раму и колеса, можно переходить к заднему и переднему переключателям и звездам. Мыть их нужно аккуратно, используя при этом небольшое количество воды. Можно также мыть велосипед в коридоре при помощи ведра и тряпки, но проще и быстрее - на автомойке, только в компрессоре необходимо делать давление меньше, чем для автомобиля.

 

Обслуживание велосипеда

 

Чистка и смазка цепи

Загрязнение и отсутствие смазки на цепи приведет к ее быстрому износу. Самый простой способ – чистка обычной тряпкой, сухой или пропитанной в керосине или жидкости WD-40. Цепь можно очистить также при помощи мокрой тряпки и моющих средств. Чтобы лучше вычистить участки между звеньями используйте старую зубную щетку. Лучше всего использовать специальную машинку для чистки цепи – немудреное устройство в виде пластмассовой коробки, внутрь которой наливается очиститель или моющее средство. После очистки цепь необходимо протереть сухой тряпкой, бумагой или просто дать высохнуть.

Смазывается только сухая цепь. Не нужно смазывать цепь посредине роликов, там смазка не работает. Смазывать нужно каждый пин в месте соединения пластинок цепи по двум сторонам. Для аккуратного и дозированного нанесения смазки можно использовать шприц. После смазки необходимо прокрутить несколько раз цепь, и затем вытереть снаружи ее сухой тряпкой от излишка масла, чтобы в процессе эксплуатации на нее не налипали грязь и пыль.

 

Обслуживание велосипеда

 

Помимо цепи есть и другие точки, требующие смазки: шарниры тормоза, оси направляющих роликов заднего переключателя, задний передаточный механизм (болты и оси крепления коробочки цепи), передний переключатель (восемь шарниров), рукоятки привода тормозов.

 

Чистка тормозных тросиков

Следует высвободить трос из тормозной ручки и всех креплений на раме и несколько раз хорошо протянуть через чистую тряпку, после чего поелозить рубашкой по тросикам и снова прочистить. Можно нанести на трос немного смазочной жидкости (которую наносят на цепь).

 

Обслуживание велосипеда

 

Замена цепи

Понятие износа цепи заключается в том, что соединяющие звенья цепи со временем стираются и «растягивают» пластины. Изменение длины цепи приводит к тому, что ее звенья перестают попадать между зубьями звезд, постепенно их стачивая. Следствием изношенной цепи и звезд является нечеткое переключение передач, которое невозможно настроить без замены этих компонентов.

Для замены или соединения цепи при ее аварийном разрыве Вам понадобится специальный инструмент – выжимка, который продается как отдельный инструмент или в комплектах с шестигранниками и отвертками.
1. Поместите цепь в выжимку на внешние пластины звеньев и расположите на одной линии осевой штифт выжимки и пин.
2. Крутите ручку, пока пин не выйдет из внутренней пластины звена, но все еще будет держаться внешней пластиной.
3. Согните звено, чтобы разъединить его. Если не получится, нужно еще немного открутить пин, но не полностью, иначе придется удалять и заменять два звена. Если удаляете звенья, нужно удалять и «мужское» и «женское» (т.е. два звена).
4. Устанавливать цепь надо, проделывая все это в обратном порядке.
5. Соедините цепь руками и поместите на выжимку. Аккуратно вводите пин, проверяя, чтобы он совпал с отверстием на внешней пластине. Перестаньте крутить, когда пин будет на том же уровне, что и в остальных звеньях.

 

Обслуживание велосипеда

 

Замена тормозных колодок (V-brake)

Тормозные колодки V-brake бывают двух типов: цельные и со съемным картриджем. Обычно их изготавливают из спрессованной резины, но есть также более дорогой и долговечный вариант – трехкомпозитные колодки.
Для замены колодок Вам понадобится шестигранник, и, возможно, гаечный ключ.
1. Сначала разожмите тормоза, для чего руками сожмите колодки и освободите трос из тормозных рычагов.
2. Открутите шестигранником колодку и вытащите её.
3. Возьмите новую колодку, на них иногда указано направление вращения колеса или маркировка L/R (левая/правая), в этом случае их следует устанавливают чётко по ним. В случае если на колодке ничего не указано, ее установка производится с любой стороны. Установите колодку четко соблюдая положение шайб.
4. Зафиксируйте положение колодки шестигранником.
5. В дальнейшем колодки можно отрегулировать.


Обслуживание велосипеда

 

Хранение велосипеда

Подготовка велосипеда к зимнему хранению заберет у Вас около часа времени, зато весной вы будете избавлены от ряда велосипедных проблем.

Перед хранением необходимо:
1. Полностью вымыть велосипед.
2. Снять нагрузку со всех пружинных и пневматических механизмов (разомкнуть тормоза V-brake, ослабить натяжение тросиков переключения передач, ослабить давление в камерах воздушной вилки, ослабить давление в колесах до 1,5 атмосферы).
3. Снять цепь и, по возможности, погрузить в пластиковую бутылку с керосином.
4. Смазать тормозные тросики и рубашки, шарниры V-brake тормозов и переключателей.
5. Если вы дорожите данными спидометра, то лучше запишите их.

 

Обслуживание велосипеда

 

Где хранить:
1. Лучше всего хранить велосипед внутри квартиры. Если площадь квартиры не позволяет такое хранение, велосипед можно полностью разобрать и положить лежа в шкаф, под кровать и т.п. Идеальный вариант хранения - это подвешивание на стене (за верхнюю трубу на универсальный крепеж с двумя крюками).
2. Крайне не желательно хранить велосипед на балконе, в гараже, на чердаке - так он будет подвержен атмосферным влияниям. Из-за перепада температур и влажности будут портиться узлы и агрегаты, повреждаться покрышки.
3. Велосипед также можно хранить в тамбуре, если он у вас закрывается и вы уверены в сохранности вашего велосипеда.